«Рост возможен только по отдельным направлениям» Российский выездной туристический рынок в летнем сезоне увеличится с 5 до 20%. Как пишет газета «Коммерсантъ», это произойдет, если ситуация в экономике и во внешней политике не изменится в худшую сторону. Такой прогноз дают в Ассоциации туроператоров России. По данным организации, самыми популярными направлениями зарубежного отдыха в этом году могут стать Греция, Болгария, Кипр и Черногория. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Анной Казаковой. — Вы согласны с прогнозом Ассоциации туроператоров России? — Я думаю, что надо осторожно здесь проявлять оптимизм. Потому что рост на 5-20% возможен, но не в целом по всему выездному рынку, а только по отдельным направлениям, которые были названы. К ним можно добавить и Испанию, которая показала рост чуть более 5% в этом году, Италию, которая тоже демонстрирует подъем в бронировании и на майские праздники. Лидером, конечно, является Греция, которая в апреле показывала по спросу около 40%, потом он снизился в силу ряда причин и того, что зачастую не были готовы к такому наплыву по оформлению виз. Поэтому основные факторы, которые влияют на выездной рынок, структурно не изменились радикально. По-прежнему валютный курс высок — он почти в два раза выше, чем в 2013 году. Однако он стабилизировался и несколько снизился. Потребительский спрос резко не возрос, потому что экономическая ситуация не изменилась в лучшую сторону. Поэтому, думаю, на отдельных направлениях рост этот есть, и он будет развиваться, но в целом по выездному рынку, конечно, не будет резкого роста. Более того, стагнация по ряду направлений, особенно дорогих, экзотичных — все, что связано с дорогой авиаперевозкой. Потому что, если мы посмотрим на те же факторы: выезд внутри страны, авиаперевозки — он растет. Такого роста нет на выездном рынке, поэтому люди с чем-то должны долететь, доехать, а тарифы, наоборот, растут в этом направлении. Поэтому по Средиземноморью — спрос будет, он есть и сейчас. Но основной тренд — это внутренние направления, и они демонстрируют рост. Крым — 25%, черноморское побережье — 20% и более. И примерно в таком же диапазоне по России. Очень важно, что вообще есть этот спрос, и люди не отказываются от поездок, потому что более чем у 40% вообще нет планов на выезд никуда — нет средств просто. Поэтому основная задача — стимулировать этот спрос, и не только преференциями, скидками, бонусами, которые, безусловно, есть и у нас, и у наших партнеров. А дать возможность для большего круга людей приехать на отдых. Думаю, что это связано как раз с социальными программами. И осторожно, медленно, но этим официально занимаются. — То есть в принципе на отдых стали выбираться реже, насколько я понимаю? Или же это закон таких сообщающихся сосудов: Турцию и Египет потеряли, зато стали ездить в Краснодарский край? --Конечно, раз ушел Египет — бюджетный, в основном, отдых, массовый, — замену ему сложно найти за рубежом. Просто Греция все равно выше, какие бы бонусы там не предлагали — внутри страны это невозможно по стоимости заменить. Что касается Турции, ее стараются и меняют — и Грецией, Испанией, Италией, и Кипром. Болгария тоже достаточно развивающееся направление в этом году очень активно среди туроператоров. Но в целом для большой массы людей адекватную замену найти очень сложно по цене — и в силу того, что просто нет для этого средств. Поэтому по отдельным направлениям рост будет. — Какие новые направления вы можете посоветовать россиянам? — Новые, если мы говорим о выездном рынке — конечно, майские праздники проходят, но на лето можно найти хорошие скидки по раннему бронированию и на Кипр, и на Грецию, прежде всего. И на Испанию — она тоже идет неплохо, есть очень широкий спектр предложений бюджетных и выше. Вот, пожалуй, те направления. Черногория — да, рынок там все-таки поуже. Но все равно по цене в два раза дешевле отдохнуть в родных пенатах — это Крым, Черноморское побережье. Но тут тоже заканчиваются возможности для дешевых туров, поэтому надо поспешить с планами.
|