Информационные войны, несмотря на появившийся сравнительно недавно термин, известны человечеству давно. Использование пропаганды и контрпропаганды в информационном противостоянии с противником, эволюционировало, начиная со времен, когда государства-враги засылали на территорию оппонентов всевозможных песенников-сказителей, выставляющих в «единственно правильном» свете происходящие вокруг общественно-политические и экономические события. Недаром даже Евангелие от Иоанна начинается фразой: «Вначале было слово…». Слово было сказано, и началась вся эта история с ее войнами, потрясениями и прочими библейскими «информационными поводами».
Однако, сам термин «информационная война», впервые оформился и заиграл яркими медийными цветами с появлением и победным шествием по планете интернета. Ведь именно через интернет сегодня моментально распространяется информация по всему миру, минуя запреты и препоны цензуры тех или иных властей.
Политические и экономические объединения, корпорации – начали азартно изобретать, осваивать и внедрять все новые методы и способы ведения инфовойн. Начиная с сайтов официальных государственных источников и заканчивая форумами браузерных игр и социальных сетей, где, кстати, и сходятся в самых яростных баталиях «диванная пехота» пользователей интернета.
А в последнее время мы наблюдаем рождение нового мощного «информационно-энергетического» оружия, которое уже успешно применяется в геополитическом противостоянии на фронтах инфовойн.
Сами по себе, информационно-энергетические войны напрямую связаны с процессами индустриального развития любого общества. Энергия сегодня является определяющим фактором существования государств, народов и цивилизаций. От планомерного и стабильного производства и снабжения энергией зависит не только финансовое благосостояние общества, но и политическая стабильность в стране. Тот, кто контролирует энергию и может монопольно распоряжаться ей, получает мощные рычаги политического влияния.
Понимание сущности энергетических войн заложено в политэкономии государства и напрямую связано с добычей и поставками всех видов энергоносителей, а также контролем за основными месторождениями основных ископаемых источников, таких как газ и нефть. Сегодня вопрос обладания прямым доступом к энергоресурсам приводит к реальным военным конфликтам, так как нефть и газ пока являются основополагающими ресурсами для экономик развитых стран.
Информационно-энергетические конфликты сопровождаются вбросами информации о тех или иных действиях, предпринимаемых сторонами конфликтов.
Так, например, еще недавно США активно использовали «зеленую карту», чтобы сбить цены на российские энергоносители, поставляемые в Европу.
Сам президент США Барак Обама не далее, как в прошлом, 2013 году объявил программу действий по сокращению выбросов углекислого газа, который считается одним из «парниковых газов», способствующих глобальному потеплению.
Как уверенно заявлял Обама, время дебатов на эту тему осталось в прошлом. «На планете становится теплее, и этому способствует жизнедеятельность человека. Так что, теперь вопрос заключается в том, достаточно ли у нас смелости и решимости принять меры — пока еще не слишком поздно», – гнул линию американский президент.
Однако конъюнктура изменилась. Благодаря прорывным технологиям добычи, США получили возможность добывать много сравнительно дешевой нефти из сланцев. И, как результат, изменилась риторика информационно-энергетической войны.
Мы ранее писали, что согласно статистике, в 2013 году потребление нефти в США выросло на 400 тыс. баррелей в сутки, и если нынешняя тенденция сохранится, то рост продолжится в 2014-2015 годах. Причем спрос на нефть в Америке превысил показатели Китая с его быстро растущими потребностями в энергоресурсах.
И вот Обама уже обещает «залить» Европу нефтью и газом взамен российских поставок. И никакое «глобальное потепление» его при этом уже не пугает.
В свою очередь, Россия в информационно-энергетическом противостоянии активно использует «китайский вариант». Сообщая об успешных сделках с Китаем, начале строительства трубопровода «Сила Сибири» и т.д., Москва ясно дает понять, что ЕС в перспективе, «перегнув палку» с санкциями, может остаться без российских энергоресурсов. А вот когда ждать обещанных американских – большой вопрос.
Не отстает и сам Китай, идя навстречу России и подтверждая намерение со временем перейти на расчеты за энергоресурсы на рубли и юани, что весьма ощутимо бьет по стереотипам американцев, привыкших, что «Его величество Доллар» — безраздельно правит финансами мира.
В весьма двусмысленном» положении оказывается Евросоюз, становясь пассивным игроком, идущим в фарватере политики США. Сдает свои позиции (с таким трудом отвоеванные) Германия.
Эксперты указывают, что европейские промышленные цены на электроэнергию в два раза (а в ряде стиран ЕС и более) выше, чем в США. О многом, это суммированный результат дороговизны природного газа и высокой стоимости электроэнергии из экологических источников (солнечная энергия, биотопливо и т.д.), которые влекут за собой большое финансовое бремя для правительств. Так, В Германии ситуация усугубляется преждевременным закрытием существующей атомной отрасли после ядерной аварии 2011 года на Фукусиме в Японии.
Подобное положение вещей ставит европейское промышленное производство в невыгодное с точки зрения затрат положение в сравнении с США. Результатом становится миграция промышленных инвестиций из ЕС в Америку. И это не только энергоемкие отрасли, такие, например, как химические производства и металлургия, но и компании, работающие в цепочках поставок сырья.
Особняком в энергетической инфовойне стоят события на нефтеносном Ближнем Востоке. Пресловутое «Исламское государство» ломает планы Вашингтона, стремясь обрести экономическую самостоятельность путем взятия под контроль крупнейших месторождений энергоресурсов. И эти реалии уже крайне серьезно вписались в современную мировую геополитику и экономику.
Информационно-энергетическое противостояние набирает обороты. К сожалению, отдаваясь эхом «горячих» вооруженных конфликтов и настоящих войн, как в случае с Украиной и «Исламским государством». Что далее ждет современное человечество на этом пути? Как полагают трезво мыслящие специалисты – ничего хорошего…
|