У ЛУКОЙЛа возникли очередные проблемы с болгарскими властями. На этот раз конфликт разгорелся с таможенным агентством, которое отозвало у российской компании лицензию на хранение топлива НПЗ в Бургасе из-за счетчиков нефтепродуктов. Это грозит остановкой завода в ближайшее время. Эксперты считают, что претензии к ЛУКОЙЛу, как и летом 2011 года, связаны с политической борьбой внутри страны. В самой компании происходящее называют “произволом”, рассчитывая в ближайшие дни разъяснить ситуацию в диалоге с правительством Болгарии, пишет “Коммерсантъ”.
Таможенное агентство Болгарии отозвало лицензию на хранение топлива на НПЗ ЛУКОЙЛа в Бургасе, сообщило вчера ведомство. Там пояснили, что решение было принято по итогам проверок средств учета топлива, проведенных 9-12 апреля. “Некоторые датчики не функционировали, в работе одного из них были зафиксированы отклонения, другие не передавали данные в таможенное агентство”,— говорится в сообщении ведомства. По результатам проверки также были уволены четыре сотрудника самого агентства. Решение об отзыве лицензии может быть обжаловано в суде, уточняют чиновники.
ЛУКОЙЛ отреагировал на ситуацию жестко. “Аннулирование лицензии — следующий шаг продолжающегося административного произвола, который осуществляет глава Таможенной службы Болгарии Ваньо Танов по отношению к “ЛУКОЙЛ Болгария”",— говорится в пресс-релизе компании. Она также обвинила сотрудников агентства в “некомпетентности”.
Пока, сообщил “Интерфаксу” гендиректор “ЛУКОЙЛ Болгария” Валентин Златев, НПЗ “работает в прежнем режиме, решение о его остановке не принято”. Но источник в ЛУКОЙЛе уточнил, что из-за отзыва лицензии по продуктопроводу нельзя качать топливо, нефтебазы не смогут его продавать. “В общем, работать нельзя”,— говорит собеседник. По словам господина Златева, в ближайшие дни ситуация будет обсуждаться на встрече с премьером страны Марином Райковым.
Это не первые проблемы ЛУКОЙЛа в Болгарии. Работа НПЗ в Бургасе мощностью 8,8 млн тонн была приостановлена в июле 2011 года, из-за того что на нем отсутствовали системы учета, хотя, согласно законодательству, компания должна была установить их в начале 2011-го. Тогда в правительстве страны стали подозревать, что ЛУКОЙЛ может заниматься фиктивным экспортом, из-за чего бюджет страны потерял €250 млн. Сам НПЗ обеспечивает почти 30% рынка топлива Болгарии, компания также владеет в стране сетью из 200 АЗС. В 2011 году, обжаловав решение чиновников через суд, ЛУКОЙЛ договорился с властями во внесудебном порядке, пообещав установить приборы. Тем же летом болгарские власти заподозрили компанию в монополизме, но ей удалось доказать, что стоимость топлива повышалась в соответствии с мировой конъюнктурой.
По мнению болгарских экспертов, проблемы ЛУКОЙЛа с властями страны имеют “политический характер”. Как заявил председатель Болгарской нефтегазовой ассоциации Андрей Делчев, София таким образом готовится к досрочным выборам, запланированным на 12 мая. Эксперт подчеркивает, что, даже если датчики установлены неправильно, у ЛУКОЙЛа не было технологической возможности проводить “какие-либо махинации с нефтью”. Господин Делчев отмечает, что претензии к ЛУКОЙЛу в 2011 году также были связаны с политическими факторами в преддверии выборов президента страны, а в конце концов результаты проверки ничего не показали и про историю забыли.
|