Программа модернизации заводов самарской группы НК «Роснефть» в 2014 году вступила в решающую фазу — к 2016 году перерабатывающим предприятиям предстоит полностью перейти на выпуск моторного топлива по стандарту Евро‑5. А в перспективе — довести глубину переработки до мирового уровня показателей, то есть не ниже 90%. На выполнение заявленных планов не повлияет даже ситуация на валютном рынке, уверены и независимые эксперты, и представители отрасли, так как основной объем инвестиций уже сделан.
Инвестиционный прорыв В Самарской области задача возрождения нефтехимического кластера — одна из приоритетных в экономике. В своем недавнем ежегодном послании депутатам губернской думы и жителям области губернатор Николай Меркушкин отметил, что в 2014 году в регионе было добыто почти 16 млн тонн, что позволило губернии вернуться в первую пятерку крупнейших нефтедобывающих регионов страны. Вместе с темпами переработки и добычи нефти должна расти и конкурентоспособность самарских нефтяных месторождений. Поэтому наряду с реализацией текущих проектов запланировано приступить и к работе над новыми, в частности, начать добычу высоковязкой тяжелой нефти из пластов глубокого залегания, которые считались труднодобываемыми. Их запасы оцениваются в колоссальную цифру — 400–500 млн тонн. Для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий губернии прошедший год ознаменовался активным этапом модернизации производственных площадок. Соответствующая программа НК «Роснефть» рассчитана до 2018 года, сейчас же выполнение инвестиционных проектов на предприятиях самарской группы находится в самом разгаре. Так, Сызранский НПЗ (СНПЗ) сегодня представляет одну большую строительную площадку. «Со следующего года мы начнем вводить в эксплуатацию новые объекты и постепенно ликвидировать физически и морально устаревшие установки, — рассказывает генеральный директор ОАО „Сызранский нефтепеперабатывающий завод“ Константин Стежко. — Всего мы строим семь комплексов установок плюс порядка 60 объектов, необходимых для функционирования этих установок». До 2017 года на предприятии планируется возвести и запустить установки гидроочистки вакуумного газойля, каталитического крекинга, этерификации, производства водорода, производства серы, газофракционирующей установки и установки гидроочистки дизельного топлива. Один из главных проектов инвестиционной программы СНПЗ — строительство комплекса каталитического крекинга FCC. Его запуск в эксплуатацию будет способствовать увеличению глубины переработки нефти на 20%, а также существенно снизит выбросы вредных веществ в атмосферу. На выходе будет получено современное экологичное топливо с низким содержанием ароматических углеводородов и серы. Куйбышевский НПЗ в 2014 году ввел в эксплуатацию установку изомеризации производительностью 280 тыс. тонн в год. Ее запуск призван обеспечить получение высокооктанового компонента современного товарного автомобильного бензина — изомеризата с октановым числом не ниже 88 пунктов. Изомеризат позволит выпускать автомобильное топливо с пониженным содержанием серы, бензола и ароматических углеводородов в соответствии с наивысшим экологическим стандартом технического регламента Таможенного союза Евро‑5. Модернизация производственных мощностей на Куйбышевском НПЗ ведется без остановки производства — одновременно строится семь новых установок и комплексов, параллельно идет обновление четырех действующих. Реконструируются установка риформинга Л‑35/11–1000, установка гидроочистки и установка атмосферно-вакуумной трубчатки — АВТ‑4. «В 2014 году также началась подготовка к реализации программы по реконструкции очистных сооружений, — сообщает генеральный директор ОАО «Куйбышевский НПЗ» Олег Дружинин. — Она предусматривает доведение качества очистки сточных вод до уровня НДС на сброс в водоемы рыбохозяйственного назначения и внедрение новейших технологий очистки стоков с применением максимально эффективного оборудования. Реализация этих мероприятий рассчитана на 2015–2018 годы». На Новокуйбышевском НПЗ на различных стадиях реализации находятся три инвестиционных проекта. Это строительство комплексов каталитического риформинга бензиновых фракций с получением высокооктановых компонентов товарных бензинов CCR, изомеризации легких бензиновых фракций с получением компонента автобензина, не содержащего ароматических углеводородов, а также гидрокрекинга тяжелых нефтяных фракций с увеличением глубины переработки нефти до 95% и увеличением выхода светлых продуктов из нефти. В 2014 году завод вышел на максимальные значения объема переработки нефти и основных показателей эффективности за последние 11 лет. «Сейчас на заводе продолжается строительство узла очистки топливного газа от сероводорода на установке АВТ‑11, установки по производству гранулированной серы, блока доочистки воды на действующих очистных сооружениях, новых водоблоков в составе комплексов CCR, низкотемпературной изомеризации и гидрокрекинга, — говорит генеральный директор ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» Виталий Зубер. — Также идет реконструкция объектов механической и физико-химической очистки воды». Инвестиции, направляемые «Роснефтью» на модернизацию производственных мощностей самарских предприятий, оценивают в десятки миллиардов рублей. Более подробно информациях о цифрах не раскрывается.
Работают на опережение Благодаря уже реализованным этапам программы технического вооружения самарские предприятия демонстрируют существенные результаты. Например, Куйбышевский НПЗ досрочно приступил к выпуску бензина «Супер Евро‑98» экологического класса Евро‑5. С 1 ноября КНПЗ прекратил производство топлива класса Евро‑3 и полностью перешел на выпуск моторных топлив высшего экологического стандарта Евро‑4 и Евро‑5. Это касается неэтилированных бензинов Регуляр‑92 и Премиум‑95, а также летнего и зимнего дизтоплив. На Сызранском НПЗ ожидают, что впервые за 20 лет объем переработки перешагнет 7‑миллионный рубеж и составит 7,17 млн тонн нефти, что выше показателя предыдущего года почти на 300 тысяч тонн. Производство автобензинов также превысит прошлогодние цифры — на 11%. Опережая требования Технического регламента, предприятие с ноября 2014 года также прекратило выпуск топлив стандарта Евро‑3 и производит бензины и дизельные топлива, соответствующие только стандартам Евро‑4 и Евро‑5. Еще одно достижение уходящего года — выработка предприятием партии битума улучшенного качества, которая прошла специальную обработку с добавлением полимер-вяжущих составляющих. Этот битум был использован для строительства трека при подготовке к гонке Гран-при Формулы‑1, прошедшей в Сочи. Развитие битумного производства на СНПЗ рассматривается руководством завода с точки зрения расширения ассортимента битумов для участия в выполнении Транспортной стратегии 2030 года Министерства транспорта РФ. Помимо расширения номенклатурного ряда, самарские переработчики нефти ищут замену импортным компонентам. Тот факт, что в нефтеперерабатывающей отрасли рано или поздно придется переходить на отечественные компоненты производства, у экспертов не вызывает сомнений. «Поставки иностранного высокотехнологичного оборудования уже закрыты, дело за сырьевыми компонентами, — сообщает старший аналитик „Альпари“ Анна Бодрова. — Но российская промышленность способна справиться с такими заказами, вопрос лишь во времени и технологиях». Процесс, считает эксперт, может занять от года до трех лет. «Применительно к обеспечению стабильной эксплуатации технологических процессов завода имеются незначительные риски влияния введения санкций в случае прекращения поставок отдельных видов материальных ресурсов: реагентов, катализаторов, присадок, — констатирует генеральный директор ОАО „Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод“ Виталий Зубер. — Санкции, введенные Евросоюзом, потребуют смены поставщиков на некоторые виды продукции». Господин Зубер также добавляет, что сейчас на заводе ведется целенаправленная работа по импортозамещению: подбираются отечественные присадки, которые используются при проведении опытных пробегов. Сегодняшнюю ситуацию на валютном рынке эксперты считают благоприятной для экспортеров нефти. «Доходы от продажи валютной выручки в любом случае покроют повышение цен, которое могут предложить им поставщики, — сообщает руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа. — Поставщики реагентов, катализаторов, присадок как раз и пользуются создавшейся ситуацией, чтобы извлечь сверхприбыль. С другой стороны, многие нефтяные компании в РФ сейчас добились высокого уровня вертикальной интеграции и могут найти возможность закупать необходимые ресурсы у своих дочерних предприятий». Новокуйбышевский завод масел и присадок, например, — единственный российский производитель, освоивший выпуск противоизносной присадки к дизельным топливам «Комплексал-ЭКО „Д“». Присадка признана совместимой с биокомпонентами и включена в европейский список «No-Harm». Всего же в ассортименте предприятия более 100 наименований, экспортируется 26% продукции.
Риски минимальны Прогнозируемый переход на режим экономии на промышленных предприятиях нефтяники не отрицают, однако уверены, что сокращения инвестиционных программ НК «Роснефть» не произойдет. «Режим экономии — не „телевизионная авральщина“, это нормальный планомерный процесс по снижению затрат и повышению производственной и операционной эффективности, — говорит заместитель генерального директора ОАО „Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод“ по экономике и финансам Константин Кудряшов. — На нашем заводе эта работа ведется постоянно. Пуск новых установок и использование передовых технологий позволяют снижать потребление дорогостоящих присадок и реагентов. Принята и выполняется программа по снижению энергозатрат. Для серьезных промышленных предприятий такой процесс — норма жизни». Сокращения финансирования инвестиционных проектов участники рынка не ожидают, поскольку основной объем вложений в модернизацию заводов уже сделан. «Рисков по финансированию программы модернизации завода на данный момент нет, поскольку ОАО «НК „Роснефть“» имеет устойчивое финансовое положение, — считает Виталий Зубер. — Операционный денежный поток компании позволяет продолжать реализацию текущих проектов». Роснефть, убежден господин Зубер, обладает достаточным объемом ликвидных средств для обслуживания долга и выполнения всех обязательств по контрактам. Таким образом, риски для операционной деятельности заводов минимальны. «Стагнация — состояние экономики, характеризующееся застоем или сокращением производства, — рассказывает Константин Кудряшов. — Какого-либо снижения спроса на нашу продукцию (автобензины и дизельное топливо Евро‑4) не ожидаем. Обеспечение завода собственной нефтью ОАО «НК «Роснефть» подтверждено. Соответственно, снижения производительности или загрузки процессов не прогнозируем». Более того, после завершения модернизации объем производства и ассортимент товарных нефтепродуктов будет увеличен на всех заводах самарской площадки. Так, на Новокуйбышевском НПЗ в 2015 году продолжится масштабная работа по строительству гидрокрекинга, будут запущены две установки — CCR и низкотемпературной изомеризации. Внедрение в эксплуатацию новых производственных объектов позволит заводу к 2017 году полностью перейти на выпуск моторных топлив, соответствующих самым высоким требованиям мировых экологических стандартов (Евро‑5). До 2018 года на Новокуйбышевском НПЗ в рамках инвестиционной программы будет модернизирована установка замедленного коксования и построена новая установка первичной переработки нефти. Благодаря вводу объектов в эксплуатацию негативное воздействие на окружающую среду будет снижено на 25% от существующего уровня. На Куйбышевском НПЗ также освоен основной объем инвестиций — проведены проектно-изыскательские работы, закуплено оборудование длительного цикла изготовления, выполнен ряд этапов строительно-монтажных работ. В 2015 году будет основной ввод мощностей, в начале 2016 года — завершение пуско-наладочных работ, выход на режим и выпуск товарной продукции. Сызранский НПЗ в 2016 году тоже планирует полностью перейти на выпуск топлива по стандарту Евро‑5. Восемь пусковых комплексов, объекты общезаводского хозяйства — все это станет составной частью технологической цепочки предприятия в ближайшие годы. Один только пуск каталитического крекинга FCC позволит заводу не только выпускать продукцию высшего класса, но и на 20% увеличить глубину переработки нефти. «Если говорить именно про „Роснефть“, недавно тайно разместившую большой облигационный займ, то у нее недостатка в инвестициях на переоборудование в ближайшее время точно не будет», — резюмирует Дмитрий Кипа.