О проблемах на Астохском участке Пильтун-Астохского месторождения проекта “Сахалин-2″ говорится в докладе правительства Госдуме по реализации соглашений о разделе продукции. Причина – вынужденный вывод из эксплуатации 6 из 13 скважин на Астохском участке (там добыча ведется с платформы “Моликпак”). Скважины не работают “по причине значительного выноса песка, вызванного прорывом воды”. Из-за этого в январе – июне добыча на участке была более чем на 20% ниже плана. О каких объемах идет речь, в докладе не говорится.
Возможно, речь идет о потере герметичности скважин, рассуждает сотрудник Минприроды. Ситуация нетипичная, отмечает он: до сих пор проблемы возникали на 1-2 скважинах. Разгерметизация могла возникнуть из-за прорыва грунтовых вод, предполагает сотрудник крупного нефтехолдинга. Это чревато нефтяными разливами, предупреждает он. Последний громкий пример подобного рода – авария на нефтяной платформе ВР в Мексиканском заливе.
Представитель Sakhalin Energy (оператор проекта”Сахалин-2″) Иван Черняховский утверждает, что разливов на проекте не было. Как и разгерметизации скважин, отмечает он: выбытие некоторых из них в связи с обводнением и песком – плановый процесс. Как это отразится на объеме добычи нефти, Черняховский не говорит. Он лишь сказал, что план на этот год должен быть выполнен.
Sakhalin Energy разрабатывает Лунское (газовое) и Пильтун-Астохское (нефтяное) месторождения на шельфе Охотского моря. Добыча ведется с трех платформ: “Лунская-А” (7 газовых скважин), “Пильтун-Астохская” (8 нефтяных скважин) и “Моликпак”.
В прошлом году Sakhalin Energy добыла 6,1 млн т нефти, на “Моликпак” пришлось 2,2 млн т. Если план на этот год не предполагает никаких изменений, “Моликпак” может недосчитаться 440 000 т нефти, а добыча всего проекта упадет на 7%.
Вынос песка не редкость для шельфовых проектов, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов: пески, смешиваясь с водой, постепенно забивают каналы, по которым нефть поступает в скважину. В результате добыча на такой скважине падает. Но это обычно учитывается при закладке скважины, отмечает сотрудник крупного инжинирингового холдинга. Проблема могла возникнуть в результате нарушения режима эксплуатации скважины либо из-за ошибки на начальном этапе планирования или закладки, предполагает собеседник “Ведомостей”. Выходом из сложившейся ситуации может стать капитальный ремонт скважин либо их резервация и бурение новых, считает он.
|